102 года генерал-полковнику Ивану Дмитриевичу Гайдаенко

Сегодня свой 102-й день рождения отмечает Иван Дмитриевич Гайдаенко (род. 2.03.1919 г.) — советский военачальник, ветеран Советско-Финской и Великой Отечественной войн, Заслуженный военный лётчик СССР, кандидат военных наук, генерал-полковник авиации.

Иван Дмитриевич Гайдаенко родился 2 марта 1919 года, в селе Песчаный Брод, Елисаветградского уезда Херсонской губернии (ныне это село в составе Веселиновского района Николаевской области Украины). Из крестьянской семьи. Украинец. Рос в городе Кировограде. В 1934 году окончил 7 классов неполной средней школы. В 1937 году окончил 3 курса Кировоградского машиностроительного техникума и Кировоградский аэроклуб, где освоил учебный самолёт У-2.

В Красной армии с декабря 1937 года. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 33-й разведывательной эскадрилье (Гатчина). Участник советско-финской войны с января по март 1940 года – младший лётчик в этой эскадрилье. Совершил 28 боевых вылетов на самолёте-разведчике Р-5. Награждён своей первой наградой — орденом Красной Звезды.

Летом 1940 года принял участие во вводе войск Красной Армии в Эстонию. Затем служил в разведывательном полку на аэродроме Сиверская под Ленинградом и в 137-м ближнебомбардировочном авиационном полку (аэродром Африканда). Командовал звеном бомбардировщиков СБ-2.


Лейтенант И.Д. Гайдаенко — участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В июне-августе 1941 года в составе 137-го бомбардировочного полка выполнил 22 боевых вылета на бомбардировку финских и немецких войск Севером фронте. С 20 августа 1941 года служил в 145-м истребительном авиаполку (с 4 апреля 1942 года — 19-й гвардейский истребительный авиационный полк) Карельского фронта, который базировался на аэродромах Шонгуй и Африканда. Был командиром звена и заместителем командира эскадрильи. С августа 1942 года короткое время служил в 20-м гвардейском истребительном авиаполку, осенью 1942 года вернулся в свой полк, в 1942 году также короткое время воевал в 609-м истребительном авиаполку на том же фронте.

В 1942 году многократно летал ведомым у командира эскадрильи — будущего дважды Героя Советского Союза главного маршала авиации П.С. Кутахова. Участник знаменитого воздушного боя, проведённого 15 июня 1942 года шестёркой истребителей под командованием капитана Ивана Бочкова с 30-ю вражескими самолётами. В этом бою было уничтожено 9 самолётов противника без потерь со своей стороны, в том числе И.Д. Гайдаенко лично сбил 1 самолёт.

В воздушном бою 16 мая 1942 года был сбит, совершив вынужденную посадку. В конце 1942 был сбит вторично, при посадке на лес повредил позвоночник. Долго лечился в госпиталях, затем по состоянию здоровья надолго был отстранён от боевой работы. В это время занимался подготовкой молодых лётчиков в полку, а также дважды совершал перегоны «Аэрокобр» из Красноярска на фронт.

В июле 1943 года был назначен командиром эскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиаполка,С марта 1944 года — помощник командира 19-го гвардейского истребительного авиаполка по воздушно-стрелковой службы. С ноября 1944 года — инспектор-лётчик по технике пилотирования 16-й гвардейский авиационной авиационной дивизии. Участвовал в обороне Заполярья (прикрытие Кировской железной дороги, Мурманска), в Петсамо-Киркенесской наступательной операции. В ходе последней операции одержал свою последнюю воздушную победу — 16 октября 1944 года в паре атаковал группу из 8 бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием 8 истребителей Ме-109, с первой атаки сбил ведущий бомбардировщик. Остальные спешно выбросили бомбы где попало и повернули на обратный курс, тем самым была сорвана бомбардировка советских войск.

Всего за время войны совершил около 300 боевых вылетов на СБ, И-16, ЛаГГ-3, Р-39 «Аэрокобра», Р-40 «Киттихаук». В воздушных боях сбил лично 4 и в группе 26 самолётов противника. Сам фронтовик так объясняет соотношение личных и групповых побед: «У нас в полку был принцип, которого в других полках не было. Если на задание вылетала группа и сбивала самолет, то эту победу писали всем летчикам группы. Потому, посмотри: у меня записано в группе 26 сбитых самолетов, а лично сбитых — только четыре. Понимаешь? Мы за личными счетами не гнались. Важно не записать себе сбитый самолет, а сохранить группу, своих летчиков. Это было абсолютно правильно. Да, конечно, получалось, что счета у всех летчиков большие, а сбили, в общем-то, немного. Если суммировать всех летчиков, то получается огромная цифра. Так нельзя. Мы всё считали точно и честно, не старались обмануть кого-то. Запись сбитых всей группе — это была защита дружеских отношений, духа коллективизма, чтобы летчики не рвались геройствовать поодиночке, стремясь награды заработать»

С апреля 1945 года — командир 152-го истребительного авиационного полка в составе ВВС Беломорского военного округа (к тому времени боевые действия в Заполярье уже окончились). С 1946 года – на учёбе. В 1950 году гвардии подполковник Гайдаенко окончил командный факультет Военно-воздушной академии (Монино). С 1950 по 1956 годы — командир 92-го истребительного авиационного полка и командир 279-й истребительной авиационной дивизии в Прикарпатском военном округе (Мукачево).

В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба ВС СССР. С 1958 года — заместитель начальника Государственного Краснознамённого Научно-исследовательского института ВВС по лётной части — старший лётчик-испытатель. Активно участвовал в испытаниях авиационной техники.

С 1962 года – первый заместитель командующего 26-й воздушной армией (Белорусский военный округ). С января 1964 года — командующий 1-й Особой Дальневосточной воздушной армии, очень сложной в плане управления – её дивизии и полки были размещены на огромной территории в суровых климатических условиях. В ноября 1967-1969 – первый заместитель командующего 73-й воздушной армией (Туркестанский военный округ). В 1969-1970 годах – командующий ВВС Туркестанского военного округа (Ташкент).

С лета 1970 года — начальник ГК НИИ ВВС в городе Ахтубинске. Предложил и провёл реорганизацию института. В 1973 году при его активном участии была создана школа летчиков-испытателей ГК НИИ ВВС, позднее — Центр подготовки лётчиков-испытателей и лётных испытаний. Лётчик-испытатель 1-го класса (1961). Кандидат военных наук. Член ВКП (б) — КПСС в 1942-1991 годах.

Из воспоминаний Степана Анастасовича Микояна, близкого друга и коллеги Ивана Дмитриевича о самом Гайдаенко:

«Он умный, простой в обращении, общительный и дружелюбный человек, хотя и с хитрецой, что называется себе на уме. Мне импонировало и то, что он почти совершенно не пил. Он частенько говорил: «Почему у нас нельзя просто зайти в гости, выпить чаю и поговорить? Почему нужно обязательно ставить бутылку на стол?» … Гайдаенко, в отличие от Финогенова, интересовался техникой, старался вникнуть в суть проводимых работ, хотя инженерного образования не имел. В целом мне с ним работать было лучше, так как он не был формалистом, … разбирался в технике, понимал лётное дело и сам летал. … Иван Дмитриевич всегда был активен и полон идей».

С апреля 1978 года — заместитель начальника Главного штаба ВВС по лётной службе. С апреля 1987 – в отставке. За период военной службы освоил 60 типов самолетов.

Лауреат Государственной премии СССР и Премии Правительства Российской Федерации. Награждён орденом Октябрьской революции, тремя орденами Красного знамени (в том числе 1.5.1942; 5.11.1944), орденами Отечественной войны 1-й (14.1.1943) и 2-й степеней (11.03.1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды (первый — 20.4.1940), медалью «За оборону Советского Заполярья» (вручена 31.3.1945), другими советскими медалями, и иностранными наградами.

Из наградного листа на представление к первому награждению орденом Красного знамени:

«В период Отечественной войны против германских захватчиков с 22 июня 1941 года по 14 февраля 1942 года товарищ Гайдаенко проявил себя храбрым и мужественным воздушным бойцом, грамотным организатором и командиром боевого звена. За период Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 20 августа 1941 года произвёл на самолете «СБ» на бомбардировку войск и объектов противника 22 боевых вылета, боевой налёт 23 часа 30 минут, из них: на бомбардировку войск врага — 17, на бомбардировку аэродромов противника — 4, на бомбардировку Ж. Д. объектов врага — 1. Товарищ Гайдаенко в ходе войны переучился с самолёта СБ и быстро овладел самолётом И-16, вслед за тем переучился и овладел самолётом ЛАГГ-3, которым в совершенстве владеет и умело применяет в воздушных боях с врагами. С 30 августа 1941 года по 14 февраля 1942 года товарищ Гайдаенко совершил 30 боевых вылетов, боевой налёт 26 часов 44 минуты. Из них: 4 на штурмовку войск противника, 1 на штурмовку аэродромов врага, 3 на разведку войск и объектов врага, 5 на сопровождение своих бомбардировщиков, 13 на прикрытие Кировской Ж. Д., 4 на прикрытие своих войск. Участвовал в 5 воздушных боях. В группе с товарищами сбито 5 самолётов противника. Из них: 1 Хе-126, 1 Ю-87, 3 «Бруствера». 15 октября 1941 года в составе группы 6 самолётов атаковал движение пехоты и автомашин на дороге Титовка — Б.Зап.Лица, в результате чего было уничтожено до взвода пехоты, 6 автомашин с продовольствием и боеприпасами. 20 октября 1941 года, в группе самолётов товарищ Гайдаенко участвовал при штурмовке аэродрома Луустари, в результате которой было уничтожено 2 Ме-109, и выведено из строя 2 Ме-110. Будучи послан в командировку за получением новой мат.части товарищ Гайдаенко выполнил её отлично Летает отлично. Летать любит. В бой идёт смело и уверенно».

Из наградного листа на представление к ордену Отечественной войны I степени:

«14 февраля 1942 года, т. е. со дня представления к награде по 15 июня 1942 года товарищ Гайденко произвел 120 боевых вылетов, из них 97 на прикрытие Кировской ж.л. и гор. Мурманска, 4 на штурмовку войск и аэродромов противника, 16 на разведку переднего края обороны противника. Провёл 4 воздушных боя, в которых лично сбил 1 ДО-215, 1 Ме-109, в группе 1 Ю-88, 1 ДО-215, и 3 Ме-109. 26.02.1942 г. товарищ Гайдаенко в составе 10 самолётов участвовал в штурмовке аэродрома Кестеньга, в результате которой уничтожено 10 самолётов противника разных типов. 4 марта 1942 года, вылетая на перехват противника в районе ст. Лоухи, товарищ Гайдаенко на высоте 4000 метров заметил одного бомбардировщика ДО-215, шедшего бомбить ст. Лоухи. ТоварищГайдаенко смело атаковал его и сбил. 15.6.1942 г. вылетая на перехват противника в составе 6 самолётов «Аэрокобра» наши лётчики встретились с 30 самолётами противника, в районе Ура-Губа. Несмотря на численное превосходство сил противника, завязали воздушный бой, расстроили боевой порядок, не допустили бомбардировщиков к Мурманску и в завязавшемся воздушном бою, в результате отличного лётного мастерства и умения вести воздушный бой, наши лётчики сбили 6 самолётов противника, из которых 3 Ме-110, 2 Ме-109 и 1 Ю-88, не имея своих потерь. Причём лично Гайдаенко сбил в этом бою 1 Ме-109 и в группе 1 Ю-88. Боевые задачи выполняет умело и тактически грамотно. Как лётчик-истребитель подготовлен отлично. За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы против германского фашизма товарищ Гайдаенко достоин второй правительственной награды ордена «Отечественной войны I степени».

Из наградного листа на представление ко второму награждению орденом Красного знамени:

«С начала Отечественной войны против германского фашизма до августа 1941 года участвовал в составе 118 РАЭ, где на самолете «СБ» произвёл 22 боевых вылета на бомбардировку аэродромов и объектов противника. За образцовую боевую работу в борьбе против германского фашизма, товарищ Гайдаенко в 1942 году награждён орденом «Красное знамя» и 6 января 1943 года орденом «Отечественной войны I степени». За период с 6 января 1943 года т. е. с момента представления к правительственной награде, товарищ Гайдаенко на самолете «Аэрокобра» произвёл 62 боевых вылета. Из них — 14 на разведку войск, ближних тылов, коммуникаций и аэродромов противника, 45 на ПВО пунктов, и прикрытие Кировской Ж. Д., 3 на сопровождение своих штурмовиков. Провёл 1 воздушный бой, во время которого сбил лично 16 октября 1944 года 1 Ю-87. В боях проявляет высокое лётное мастерство, мужество и отвагу. 16 октября 1944 года вылетая на разведку дорог Петсамо-Салмиярви, в паре не доходя до цели встретились с 8 Ю-87 и 8 Ме-109, идущими бомбить наши наземные войска. Товарищ Гайдаенко принял решение атаковать противника, разбить его строй и не допустить бомбить наши войска. Товарищ Гайдаенко смело повёл свой самолёт, в лобовую атаку и с дистанции 50-75 мт, сбил ведущего Ю-87. Остальные самолёты беспорядочно сбросили бомбы, и не дойдя до цели поврнули обратно. Товарищ Гайдаенко своим смелым поступком предотвратил бомбардировку наших войск, разбив боевой порядок самолётов противника. С июля 1943 года по март 1944 года товарищ Гайдаенко командовал эскадрильей. За время его руководства эскадрилья произвела 98 боевых вылетов. Из них: 45 на разведку войск и ближних тылов противника, 44 на прикрытие Кировской Ж. Д., и своего базирования, 9 на сопровождение своих штурмовиков. Провела 5 воздушных боёв. Сбила 1 Ме-109. Ввёл в строй 6 молодых лётчиков. В марте 1944 года товарищ Гайдаенко выдвинут на должность пом.командира полка по воздушно-стрелковой службе с работой справляется хорошо. Умело и грамотно передаёт свой боевой опыт проведённых воздушных боёв, молодому лётному составу. Лично подготовлен по воздушно-стрелковой службе отлично. Систематически проводит тренировку с лётным составом стрельбы по щитам и по подвижным целям. Умело помогает командиру в решении боевых задач, поставленным командованием в борьбе против германского фашизма. Грамотный и всесторонне развитый офицер. Среди личного состава пользуется деловым заслуженным авторитетом. Дважды принимал участие в перегонке самолётов «Аэрокобра» по маршрутам Красноярск-Беломорск, с задачей справился отлично».

В настоящее время Иван Дмитриевич тяжело болен и мы желаем ему и его близким крепости духа в этот нелегкий час. Низкий поклон Ивану Дмитриевичу за все его заслуги.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.