Сегодня свой 101-й день рождения отмечает Герой Советского Союза, фронтовик Великой Отечественной войны, живая легенда Отечественной авиации, Заслуженный военный лётчик СССР, Командующий дальней авиации СССР (1969-1980 гг.) и заместитель командующего ВВС СССР (1981-1986 гг.) — генерал-полковник Василий Васильевич Решетников.
На сегодняшний день Василий Васильевич является последним из ныне живущих Героев Советского Союза, воевавших на Ил-4. Участник обороны Москвы и Сталинграда, Курской Битвы, освобождения Украины, Белоруссии и Крыма, снятия Блокады Ленинграда, взятия Будапешта и Берлина. Также участвовал в вылетах на Кёнигсберг, Бухарест, Тильзит, Хельсинки. Всего совершил 308 боевых вылетов (официально 307). Участвовал в бомбёжке Берлина в ночь на 10 сентября 1942 года.
Василий Васильевич родился 23 декабря 1919 года в Екатеринославе. Там окончил школу-семилетку № 13, а в 1943-м участвовал в освобождении родного города от немецких захватчиков. В 1936 году поступил в Ворошиловградскую школу военных лётчиков и в 1938 году окончил её. Служил в авиации дальнего действия.
С 1941 года — в 751-м отдельном ночном дальнебомбардировочном полку майора Тихонова, предназначенном для нанесения ударов по объектам глубокого тыла противника. Летал на бомбардировщике Ил-4 (ДБ-3Ф). Член КПСС с 1942 года.
28 февраля 1942 года в лунную ночь после мощного удара по аэродрому Орша, откуда фашисты совершали налеты на Москву, самолет Решетникова был атакован вражеским истребителем Ме-110. В том бою «мессер» хотя и был сбит, но успел наделать много бед: смертельно ранил штурмана, разнес в клочья приборную доску, повредил левый мотор, управление рулем высоты, продырявил баки. До своей территории Решетников все-таки дотянул (около 350 километров). Но самолет высоту потерял. Выбросив на парашютах стрелков, летчик, не выпуская шасси, приземлился на заснеженное поле.
Спустя некоторое время 751-й авиаполк наносил бомбовый удар по врагу в районе Днепропетровска. Зенитный снаряд попал в правый мотор. Самолет Решетникова загорелся, но с боевого курса не сошел, пока не были прицельно сброшены бомбы на железнодорожный узел. Огонь удалось сбить и дотянуть до своего аэродрома.
В конце мая 1942 года принимал участие в бомбёжке гитлеровского командного пункта в Ангербурге
В том же 1942 году Василий Решетников в многочасовых ночных полетах без второго пилота, без автопилота и подогрева кабины участвует в бомбежке Берлина, Данцига, Кенигсберга, Штеттина, Будапешта и других районов дислокации фашистских войск и боевой техники. Он вносит и свой личный вклад в успех Сталинградской битвы, совершая для бомбежки вражеских позиций, как и другие летчики, по 3 — 4 боевых вылета в сутки. Во время Курской битвы он снова непременный участник мощных ударов по противнику.
Из интервью данного нашей организации:
«Передо мной стояла задача, и я её совершенно чётко понимал. Пришёл враг на нашу землю. Меня готовили для этого, и я готовился для этого. Быть боевым лётчиком, не для того, чтобы летать на боевых машинах и носить красивую авиационную форму, какой она была до войны, да и после войны. Не для этого, а именно для боя, для защиты моего государства, в котором я живу. Мне для этого была вручён самолёт, которым я владел в полной мере, и у меня не было никаких других забот, кроме этой единственной»
27 июля 1944 года гвардии капитан, командир эскадрильи 19-го гвардейского авиационного полка дальнего действия 8-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии дальнего действия 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса авиации дальнего действия Василий Васильевич Решетников удостоен звания Герой Советского Союза (указ Президиума Верховного Совета СССР 27 июля 1944 года, медаль «Золотая Звезда» № 1055).
Самолет Решетникова трижды сбивали. Первый раз — в феврале 1942 года, рядом с линией фронта, когда он бомбил аэродром Балбасово под Оршей. Второй — из тыла врага пришлось выбираться больше недели. При попытке пробиться к Кенигсбергу самолеты попали в мощные грозовые облака и стали разрушаться. Василию Васильевичу и его экипажу пришлось прыгать с парашютом, потом долго пробираться к своим по вражеской территории. Последний, 307-й по счёту, боевой вылет он совершил 16 апреля 1945 года.
К лету 1944 года Решетников первым в своем авиакорпусе совершил 300 боевых вылетов. Несмотря на строгий запрет командующего авиацией дальнего действия на дополнительные боевые полеты (война идет к концу, надо беречь молодые профессиональные кадры), Решетникову удалось получить разрешение сделать еще 7 вылетов, в том числе во время Берлинской операции.
«Дело в том, что когда я выполнил свой 300-й боевой вылет, то оказалось, что я первый в корпусе, кто сделал 300 боевых вылетов. И на следующий день меня, в общем-то, отстранили от дальнейших полётов на боевые задания. Как было сказано моими командирами: «Пусть он готовит молодых». Я действительно засел в переднюю кабину, тем более у меня был немалый опыт инструкторской работы, и стал возить молодых лётчиков, которые прибывали из лётных школ, в основном из Средней Азии. А самое удивительное заключается в том, что это было лето 1944 года. Впереди был ещё год войны, до победы в мае 1945 года. И за это время я смог сделать ещё семь боевых вылетов. А до окончания войны никто другой в нашем корпусе не дотянулся до 300 боевых вылетов. Это настолько я интенсивно летал в 1942, 1943 и первой половине 1944 года! У меня были самые интенсивные нагрузки».
Войну Василий Васильевич закончил в звании подполковника.
В 1946 году он назначен командиром родного фронтового 19-го гвардейского Краснознаменного Рославльско-Катовицкого дальнебомбардировочного авиационного полка.
Спустя 8 лет направляется на учебу в Военную академию Генерального штаба. По ее окончании он вначале был назначен заместителем, а позднее — командиром 106-й дивизии стратегических бомбардировщиков Ту-95. В. В. Решетников застал удивительное время в истории отечественной военной авиации. Вместе со своими полками Василий Васильевич облетал всю страну, Ледовитый океан, акватории Тихого океана.
Весной 1959 года вместе с генералом В. Т. Тарановым установил новый неофициальный мировой рекорд дальности полёта по замкнутой кривой — 17150 километров, превзойдя американский рекорд на 2700 километров. Тогда он провел за штурвалом 20 часов. Летом 1961 года становится командиром 2-го отдельного тяжело-бомбардировочного корпуса.
Осенью 1968 года становится заместителем, а с января 1969 года — командующим дальней авиацией ВВС СССР, одновременно являясь заместителем Главкома ВВС. Занимая эту должность почти 6 лет, В.В. Решетников внес существенный вклад в освоение и совершенствование самолетов дальней авиации, в том числе и самолета Ту-22.
«За то время, пока я командовал, мне удалось перевооружить Дальнюю авиацию. И на это у меня ушло очень много времени. Дальняя авиация летала на самолётах Ту-16, Ту-95, 3М, М-4, вот эти самолёты были на вооружении. А с моим уходом Дальняя авиация получила уже Ту-160, Ту-22М3, получила новый заправщик, вот этим делом я занимался. В основном я ездил на работу не в штаб Дальней авиации, а ехал в КБ Туполева и там у меня был кабинет и рабочая комната. Со мной была рабочая команда, которая занималась этим делом, и нам всё-таки удалось это дело сделать. Ту-22М3 получился с четвёртого захода, потому что, когда я пришёл, уже было две модификации, и пошла третья. Меня вызвали в ЦК партии, и там мне пригрозили всякими карами за то, что я не беру на вооружение эти самолёты. А они не давали тех данных, которые им были заказаны по тактико-техническим характеристикам. По крайней мере, мне нужна была двойная скорость звука, соответствующая дальность и т.д. А эти первые модификации не давали этого. Поэтому я первые самолёты не брал, а завод эти самолёты выпускал, как ни в чём не бывало, а потом на меня пожаловались в ЦК, и в ЦК мне дали накачку за это. Но я А. Н. Туполеву тогда сказал – мне нужны 25-тонники с 5-тонной тягой двигателя. Такой двигатель Н. Д. Кузнецов сделал, и пошла наша машина Ту-22М3»
С 1981 по 1986 годы — заместитель командующего Военно-воздушных сил СССР. В 1986 году, прослужив 50 лет, генерал-полковник авиации В.В. Решетников ушел на заслуженный отдых. Он увлекся литературным трудом, к которому всегда питал неподдельный, живой интерес. Им написаны и изданы две книги: «Что было, то было» о боевых делах своих сослуживцев и «А. Голованов. Лавры и тернии», посвященную жизни и служению Отечеству замечательного летчика и прекрасного командира Главного маршала авиации СССР Александра Евгеньевича Голованова.
В последний раз лётчик поднимался в небо в 2003 году, когда ему было 83 года — на авиашоу в Монино он управлял американским бомбардировщиком «Б-25», который пригнал из Австрии австрийский пилот.
Именем Решетникова назван один из стратегических бомбардировщиков ВВС России «Ту-160».
Мемуары Василия Васильевича по праву считаются одними из самых интересных фронтовых воспоминаний для читателей. В них он рассказал о своих товарищах и командирах, о войне и авиации в целом.
Василий Васильевич один из самых интересных собеседников из ныне живущих фронтовиков, в свои 100 лет он сохранил ясный ум и светлую память на мельчайшие детали.
«Молодые ребята должны помнить, что защита государства, защита Родины – это их задача, это лежит на их плечах. Независимо от того, чем ты будешь заниматься в жизни, но защита Родины – это твоя обязанность, ты должен быть к этому делу готов. Ты должен уметь владеть оружием на тот случай, если вдруг придётся его применять. Чем бы ты не занимался, независимо от того – пойдёшь ты служить в армию, будешь ли квалифицированным профессиональным бойцом, офицером или ты просто занимаешься чем-то другим, важным полезным делом, ты должен знать и уметь найти своё место для защиты Родины. Это твоя обязанность от рождения и до самого конца твоей жизни!».
Боевой генерал,
Он прошёл всю войну.
Под зенитным огнём
За штурвалом.
Его грозный ДБ
Прорывался к врагу,
Чтоб сразить цель воздушным ударом.
А потом годы службы
В частях строевых ,
Городки вдоль цветущих акаций.
Сохранив свою честь,
Отдал душу сполна,
Самой мощной из всех авиаций!
Освежил солнца луч
Позолоту погон,
Оторвался с плиты «Белый лебедь»
Провожая пилотов
В сверхдальний полёт,
Продолжает в ДА свою верить.
А Василий Решетников!
В нашем строю ,
Самолёт с его именем в небе.
Боевой генерал,
С непростою судьбой,
Свои годы отдавший победе!